Закрытие ИнноФеста-2015 в Нижнем: эксперты видят перспективы проектов, но «нужно еще все подкручивать»

На минувшей неделе в Университете Лобачевского завершил работу второй фестиваль молодежных инноваций «ИнноФест».

Помимо подведения итогов разнообразных конкурсов, прошедших в рамках ИнноФеста, организаторы этого межвузовского мероприятия предоставили молодым разработчикам уникальный шанс напрямую пообщаться с представителями бизнеса и задать наболевшие вопросы.

Генеральным партнером фестиваля вновь, как и в прошлом году, выступило ОАО «РВК» — государственный фонд фондов и институт развития Российской Федерации, один из ключевых инструментов государства в деле построения национальной инновационной системы.

За почти месяц состязаний проектов и творческих идей сотни гостей фестиваля посетили выставки вузовских технологий «Территория молодежных инноваций», фотоконкурс «Наука в объективе», поучаствовали в интересном проекте «Научный стендап», где ученые излагали основы своих исследований неспециалистам на доступном последним языке. Разработчики соревновались в конкурсах «Молодой инноватор года» и «УМНИК», генерировали идеи в бизнес-игре «Инноград» и форсайт-сессии.

Кстати, в ходе форсайт-сессии выяснились интересные статистические данные о склонности вузовской молодежи к инновационной деятельности. Цифры были приведены на церемонии закрытия фестиваля 11 декабря. Есть над чем задуматься, потому что в них одновременно и проблемы, и перспективы.

Как оказалось, внести какой-то вклад в инновации хотели бы 77% опрошенных студентов и аспирантов. При этом 66% из них видят в этом большие сложности: в частности, проблема для них в том, что «надо много думать».

Тем не менее, 49% опрошенных все же готовы рискнуть и создать собственный бизнес. Это весьма примечательная статистика на фоне тенденции последних лет, когда молодежь предпочитает «теплые» места в крупных госкомпаниях с минимумом ответственности. И тут даже не столь важно, что лишь 16% из числа оптимистов имеют более или менее четкое представление о том, как их бизнес будет выглядеть, – сам факт желания что-то делать собственными мозгами и руками вселяет надежду.

Наконец, 83% опрошенных убеждены, что в Нижегородской области можно заниматься инновациями. Это как минимум означает, что молодежь видит позитивные перемены, инициированные областью в последние годы, и верит, то сворачивания инициатив не будет.

Непосредственно перед церемонией награждения победителей многочисленных конкурсов ИнноФеста студенты могли пообщаться напрямую с представителями бизнеса, высшей школы и государственной власти в формате круглого стола и задать вопросы. Всех волновал, конечно, вопрос о том, как они, молодые разработчики, могут быть услышаны бизнесом, есть ли какие-то пути привлечения молодых талантов к работе в компаниях.

Кто-то из экспертов давал советы, а кто-то параллельно ставил перед всеми собравшимися вопросы более высокого порядка, напрямую вытекающие из чаяний студентов. Например, профессор, доктор физико-математических наук и генеральный директор Нижегородского агентства наукоемких технологий Владимир Антонец обратил внимание аудитории на глубинные причины того, отчего студенты далеко не всегда могут найти применение своим талантам в бизнесе:

«Пока бизнес не будет участвовать в составлении учебных программ в вузах, сохранится разрыв между тем, что дает студенту университет, и тем, что хочет от потенциального работника сам бизнес».

Одной сильной научной составляющей мало

В кулуарах мероприятия в пятницу мы пообщались с некоторыми представителями потенциальных инвесторов, чтобы узнать, есть ли у них оптимизм по поводу уровня технологических проектов, презентованных в ходе ИнноФеста.

Сергей Живулин, представитель федерального Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ) в Нижнем Новгороде, отметил и сильные, и слабые стороны разработок:

«Самое главное, что бросается в глаза, – это то, что пока плохо выстроена связь между цифрами и реальностью, теорией и практикой. Я был позавчера на презентации проектов, и у проектов была некоторая особенность: ребята подготовили красивые слайды, даже что-то вроде бизнес-планов, но две трети ребят не очень понимали, о чем они вообще говорят. Здесь мое мнение такое: надо давать больше практики – через бизнес-игры, например.

Плюс в том, что проектанты разбираются в цифрах, в базовых понятиях. Теории их научили, это чувствуется; осталось научить их практике».

Евгений Боков, директор региональной ассоциации бизнес-ангелов «Стартовые инвестиции», полагает, что при всей позитивной динамике проекты пока не вполне готовы к развороту в сторону рынка:

«Проекты неплохие, но почти все из них несут пока чисто научную составляющую. Четкого понятия, как это реализовать, у многих авторов проектов не заметно. Мы еще не изжили того, что было и ранее: вот я это придумал, а теперь кто-то должен быть, кто придумает, куда это деть».

В том, что касается перспектив дальнейшего продвижения нижегородских проектов, Сергей Живулин однозначно более оптимистичен. Тем более что наиболее сильные стороны инноваторов из Нижнего Новгорода и, в частности, Университета Лобачевского во многом совпадают со сферой интересов ФРИИ:

«Попасть в число финансируемых ФРИИ проектов совершенно реалистично. Вполне перспективные для нас сегменты – это, например, сервисные приложения, которые упрощают людям жизнь и с помощью которых можно получить какую-то быструю информацию. Также электронная коммерция – сегмент, который точно будет работать и уже работает и где нет проблем с бизнес-моделью. Самые же перспективные для нас – это те, что связаны с социальной направленностью: применение IT в медицине и в образовании. Но здесь есть сложности с монетизацией, от разработчика уже требуется понимание, как зарабатывать на этом.  

В любом случае, мы как представители в Нижнем Новгороде как раз и помогаем проектам попасть во ФРИИ. Более того, я как человек, который связывает проекты и с другими инвесторами, иногда вижу, что проект в общем не подходит под задачи ФРИИ, но очень перспективен, и тогда мы связываем его с другими инвесторами. Перспективы есть. Вопрос лишь в том, что нужно еще «подкручивать» все».

Под конец беседы г-н Живулин пожелал вузовским разработчикам почаще ошибаться и не бояться этого – именно в этом источник опыта. Хотя, конечно, важно, чтобы цена ошибки не была слишком высокой.

Отвечая на вопрос, чем бизнес-ангелы могли бы помочь разработчикам в обретении их проектами коммерческой, а не только научной, оболочки, Евгений Боков отметил ряд застарелых системных проблем, которые нужно для этого решать на самом высоком уровне:

«Нужно более мощное государственное софинансирование на ранних стадиях. Во всем мире лишь единицы из числа бизнес-ангелов инвестируют в идеи. На самом деле, идея не стоит ничего. Есть формула, выведенная уже давно одним американским инвестором: «Придумаешь что-то – дам тебе доллар. Сможешь это изготовить – дам десять. А сможешь продать – дам сто». Ни у нас, ни за рубежом вы не встретите тех, кто вкладывается в идею, – за исключением, разве что, сумасшедших дедушек. В основном инвестируют в инновационное предприятие, которое нужно создать, когда что-то уже есть.

Мы уже пять лет говорим, что нужны региональные посевные фонды, которые давали бы на посев деньги, не ожидая оттуда немедленного финансового благополучия и мощных коэффициентов по прибыли. А ведь все венчурные фонды настроены именно на последнее; ни один фонд из тех, что я знаю, серьезных денег под посев не даст. Я же говорю о посевных фондах по принципу частно-государственного партнерства, где бы было видно, что раз частник вкладывает в проект какие-то свои инвестиции, значит он в этом заинтересован и видит в этом потенциал. А вот здесь у нас и есть самый страшный провал.

В некоторых регионах, кстати, пытаются это делать. Например, в Петербурге из остатков венчурного фонда совместно с Ассоциацией бизнес-ангелов сделали компанию для этих целей. У нас наши региональные власти выбрали свой путь, иной. Будем надеяться, что это сработает».